Залог успеха любого бизнеса — грамотное целеполагание. Определить верный вектор развития, обозначить цели и способы их достижения позволит корпоративная стратегия. Рассказываем, что это такое, какие задачи позволяет решить, и как ее правильно наметить.
Что такое корпоративная стратегия компании
Корпоративная стратегия — это подробный проект развития компании, схема управления бизнесом. Включает в себя все, что нужно для формирования целостного представления о том:
- 
	какую миссию реализует компания; 
- 
	какие цели и задачи стоят перед командой; 
- 
	каких принципов придерживаться руководителям и сотрудникам; 
- 
	какие методы и инструменты применять в работе. 
Задачи корпоративной стратегии
Корпоративная стратегия необходима компаниям, чтобы решить следующие задачи:
- 
	определить преимущества и отстроиться от конкурентов; 
- 
	выявить потенциальные риски и продумать, как их предотвратить; 
- 
	создать оптимальную организационную структуру предприятия; 
- 
	обеспечить слаженную работу сотрудников, отделов и филиалов; 
- 
	распределить бюджет и обеспечить гарантии окупаемости вложений; 
- 
	расставить приоритеты, чтобы сосредоточиться на действительно важном — не терять ресурсы, особенно время и деньги. 
Виды корпоративных стратегий
Есть три основных вида корпоративных стратегий:
- 
	концентрированного роста — направлена на захват большой доли рынка и совершенствование продукции; 
- 
	диверсификации — предполагает, что компания будет развиваться за счет добавления новых структур и продуктов; 
- 
	интеграции — рассчитана на развитие компании, которое будет происходить путем объединения с организациями-покупателями товаров или услуг, компаниями-поставщиками или прямыми конкурентами. 
  
Также есть варианты, направленные не на развитие:
- 
	стратегия стабилизации — сохранения постоянных клиентов и повышения качества обслуживания без кардинальных изменений; 
- 
	стратегии сокращения и ликвидации — закрытие подразделений и распродажа активов. 
Выбор типа стратегии зависит от целей бизнеса и имеющихся ресурсов.
В компаниях стратегию разрабатывают, как правило, на следующих уровнях:
- 
	портфельный — для деятельности организации в целом; 
- 
	деловой — отдельно для каждой сферы деятельности; 
- 
	функциональный — для конкретных функциональных направлений; 
- 
	операционный — для структурных единиц (к примеру, торговых региональных представителей). 
Как разработать стратегию
Чтобы разработать корпоративную стратегию с нуля, придерживайтесь следующего плана:
- 
	Определите цели стратегии и максимально конкретизируйте задачи. 
- 
	Оцените ресурсы компании, например: потенциал команды, ее производительность, финансовые активы, привлеченные инвестиции, технологии, патенты, лицензии и другие. 
- 
	Проанализируйте уязвимости бизнеса. Для анализа подходит технология SWOT: Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы. Создайте таблицу с такими категориями, чтобы конкретизировать все негативные и положительные факторы внутренней и внешней среды. 
- 
	Оцените политические, экономические, социальные, технологические условия. 
- 
	Изучите последние научные исследования и разработки, касающиеся вашей отрасли. 
- 
	Проанализируйте разные бизнес-модели, в том числе конкурентов и вашу текущую. Узнайте, какие варианты подойдут в вашем случае. 
- 
	Подробнее изучите целевую аудиторию. Оцените, насколько ваши действия соответствуют ее потребностям и требованиям рынка. 
- 
	Проведите мозговой штурм на совещании, чтобы найти новые потенциальные рынки сбыта для вашей продукции. 
- 
	Оцените, какие части бизнеса нуждаются в оптимизации, автоматизации или обновлении. Изучите способы, как внедрить новшества в работу компании. 
Такой многосторонний анализ покажет реальное положение дел в компании и поможет определить драйверы для роста. По итогам этой работы вы составите детализированный план развития компании с описанием желаемых результатов в цифрах и со сроками выполнения.
Какие еще возможности дает бизнесу разработка стратегии
Помимо определения путей развития, разработка стратегии дает бизнесу и другие возможности. Например:
- 
	Привлечение инвестиций. Инвесторам важно видеть ваши планы и понимать перспективы развития бизнеса. 
- 
	Стабильность. Рынок постоянно меняется, а наличие стратегического плана помогает не терять почву под ногами в сложные времена. 
- 
	Делегирование. Если собственник планирует передать компанию в наемное управление, стратегия упростит этот процесс для всех участников. 
Что важно запомнить
- 
	Корпоративная стратегия компании — инструмент, который помогает определить потенциал и возможные пути роста компании. 
- 
	Стратегия отвечает на главные вопросы бизнеса: как вырасти и зарабатывать больше. 
- 
	Есть три основных типа корпоративной стратегии: роста, диверсификации и интеграции. 
- 
	Для разработки стратегии проведите комплексный многосторонний анализ организации, который включает оценку собственных ресурсов, анализ внешней среды, стратегий конкурентов и глобальных аспектов (политической и экономической ситуаций, технологического прогресса и других). 
- 
	Готовая корпоративная стратегия даст бизнесу дополнительные преимущества, например, поможет привлечь инвестиции или не паниковать в кризис. 
